В Якутске прошёл семинар «Системный подход к организации инклюзивного образования: поиск новых методов, новая педагогическая позиция»

Одной из самых важных и обсуждаемых в современном дошкольном образовании, является тема инклюзивного образования – особого подхода к построению системного обучения, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей. Роль воспитателя и педагогов узкого профиля в воплощении принципов развивающего обучения для детей с особыми образовательными потребностями в обычном детском саду инклюзивного образования колоссальна.
В рамках мероприятий – спутников предстоящего сентябрьского совещания работников образования городского округа «город Якутск» «Муниципальная система образования: пространство развития и возможностей» 27 августа 2025 года на базе детского сада №2 «Олененок» прошел семинар-практикум «Системный подход к организации инклюзивного образования: поиск новых методов, новая педагогическая позиция» с участием 97 педагогов и педагогов узких специальностей.
На семинаре-практикуме обсуждены вопросы по инклюзивному образованию, целевым ориентирам адаптированных образовательным программ по различным нозологиям и направлениям их решения подняли Елена Томтосова, начальник отдела дошкольного образования Управления образования, Анастасия Сивцева, клинический психолог клуба детской нейропсихологии «Светлячок» г. Якутска, Анна Егорова и Розалия Васильева, педагоги-психологи ЦПМСС.
В практической части семинара, Елена Петрова, менеджер «Интерактивные системы» г. Екатеринбурга в формате онлайн-включения представила реестр игровых модулей для детей, имеющих проблемы в развитии, практические решения по организации коррекционно-развивающей работы и организации предметной среды по разным направлениям нозологий представлены педагогами детских садов №1 «Звездочка», №2 «Олененок», №4 «Айылгы», №13 «Светлячок», №11 «Подснежник», №69 «Брусничка», №97 «Незабудка». Одними из интересных практик отмечены: работа с родителями детей ОВЗ отмечена практика организации бесплатного «Клуба выходного дня» на базе №69 «Брусничка» (руководитель Варвара Татаринова) и серия мастер-классов педагогов №2 «Олененок» (руководитель Татьяна Соловьева).
В рамках семинара-практикума организована интересная выставка работ педагогов детских садов, огромный спектр пособий и материалов, которые условно можно разделить на несколько категорий: дидактические (развивающие) пособия, материалы, предназначенные для целенаправленного развития определенных навыков, для развития мелкой моторики, для развития высших психических функций (память, внимание, мышление), для сенсорного развития, специализированные коррекционные материалы для логопедической работы, для дефектологической работы, дыхательной гимнастики, разработанные адаптированные образовательные программы (АОП) и индивидуальные маршруты развития (ИОМ) и др.материалы.
Ценность семинара в представлении лучших практик в действии: проведении мастер-классов, использовании конкретных игровых модулей, в изготовлении эффективного пособия своими руками из доступных материалов, в показе видеофрагментов игровых занятий с использованием этих материалов.
Главная цель презентации — показать не сам предмет, а *технологию его применения* для решения конкретной коррекционной или развивающей задачи у ребенка с особыми образовательными потребностями.
Подводя итоги семинара, приняты следующие рекомендации:
Центру психолого-медико-социального сопровождения города Якутска провести практический семинар по разработке адаптированных образовательным программ по различным нозологиям с привлечением тьюторов, ассистентов, специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения;
Руководителям дошкольных образовательных учреждений:
способствовать созданию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, соответствующей принципам инклюзии и оснащенной современным игровым и коррекционным оборудованием;
рассмотреть возможность закупки игровых модулей и интерактивных систем для повышения эффективности образовательного процесса;
активнее внедрять системный подход к организации инклюзивного образования, делая акцент на преемственности между всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, узкими специалистами (психологами, дефектологами, логопедами) и родителями;
практиковать: дни открытых дверей, консультации для родителей, или лиц сопровождающих (тьюторов, ассистентов) по вопросам обучения и просвещения родителей, разработка и распространение рекламно-информационных материалов на сайте ДОУ, размещение консультаций для родителей в сети интернет ресурсов;
продолжить практику обмена эффективным педагогическим опытом по созданию адаптированных образовательных программ и организации коррекционно-развивающей работы для детей с различными нозологиями.
Педагогическим работникам (воспитателям и специалистам):
совершенствовать профессиональные компетенции в области инклюзивного образования, в том числе через изучение и применение новых методов и технологий работы;
формировать новую педагогическую позицию, направленную на обеспечение равных возможностей и индивидуального подхода к развитию каждого ребенка, независимо от его образовательных потребностей;
Ресурсному центру «Инклюзивное образование»:
обобщать и распространить лучшие практики, представленные педагогами на семинаре-практикуме;
обеспечить информационную и методическую поддержку педагогическим коллективам по вопросам реализации адаптированных образовательных программ.
Участники семинара отметили высокую практическую значимость мероприятия, посвященного вопросам инклюзивного образования в детских садах, поднимет роль и возможности профессиональной деятельности педагогов детских садов, выразили уверенность, что принятые рекомендации будут способствовать дальнейшему развитию инклюзивной образовательной среды в дошкольных учреждениях Якутска.