Семинар учителей русского языка и литературы

13 сентября в СОШ №26 прошел семинар «Анализ результатов ГИА по русскому языку и литературе, утверждение планов работы на 2022/23 учебный год». Присутствовало 52 учителя. 

Открыла семинар Нижник Надежда Николаевна, куратор проектов «Литература и жизнь», журнала «Столичное образование» Управления образования г. Якутска. 
В своем вступительном слове она нацелила педагогов на повышение своей квалификации через различные методические региональные центры. Так как, согласно распоряжению Министерства просвещения РФ от 4.02.2021 №Р-33, центры призваны организовать комплексное методическое сопровождение педагогических работников для прохождения ими индивидуальных образовательных маршрутов по дополнительным профессиональным программам из Единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования. А одна из ключевых задач методического сопровождения – перенос педагогическими работниками (управленческими командами) приобретенных профессиональных компетенций в практику обучения и воспитания. На современном этапе в школе должен преобладать практико-ориентированный подход в обучении детей. Необходимо также помнить, что качество образования в школе измеряется не только статистикой проведенных уроков русского языка, якутского, литературы, качеством проверки экзаменов и т.д. Каждый педагог должен воспитывать, а не только давать знания детям, должен научить ребенка анализировать, получить возможность анализировать свои поступки, приобрести новое самосознание. Воспитательные моменты могут присутствовать на каждом уроке литературы. Ведь предмет литература – это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. 

У каждого учителя должна быть выработана своеобразная система в распределении литературы по проблемам, волнующим общество. Уроки по современной литературе необходимо стараться связать с программой литературного курса. Педагогу необходимо постоянно самообразовываться: следить за новинками литературы, читать, делать выписки, распределять по темам, указанным в программе. Заострять внимание на нужных фактах, подбирать интересные эпизоды. На уроках литературы (где возможно), анализируя программное произведение, сопоставлять с нужным произведением, с жизнью, вести разговор по душам. Педагог должен стать воспитателем в школе, а не урокодателем. Уметь слушать и слышать ребенка, говорить с ним. Использовать дополнительные знания, не входящие в программу школьного образования. Учитель должен создать эмоциональную обстановку на уроках литературы, чтобы обучающимся было интересно посещать занятия и общаться с педагогом. На каждом уроке должна быть своя изюминка, но с воспитательной точки зрения. Поэтому, нами создан своевременно проект «Литература и жизнь», он направлен на нравственно-духовное воспитание учащихся. Много было сделано по проекту в течение 2021/22 учебного года. В этом году данный проект продолжит свою работу. Педагогам необходимо активно работать с учащимися, привлекать их к выполнению тех или иных конкурсных заданий проекта. 
Следующие выступления педагогов были посвящены анализу ГИА и ранней подготовки к экзаменам из практического опыта педагогов, подготовивших стобалльников.
От результатов государственной итоговой аттестации зависит будущее нашего выпускника: его успешность и дальнейшая жизнь. Ответственность за результат лежит на плечах всех участников образовательного процесса: и самих учеников, и учителей, и родителей. Немаловажным фактором является профессиональная компетентность учителя, которая складывается в результате большой работы по самообразованию и обмену опытом между коллегами.
С анализом результатов ЕГЭ по русскому языку выступила председатель предметной комиссии, учитель русского языка и литературы Саха политехнического лицея Оконешникова Людмила Ивановна. В своем выступлении Людмила Ивановна отметила те задания, которые показали недостаточную сформированность метапредметных результатов обучения по русскому языку у выпускников текущего года. Содержательные изменения формулировки и способа предъявления языкового материала заданий № 1, 16, 19 ЕГЭ 2022 г. привели к существенному снижению в процентном отношении уровня выполнения данных заданий. В ходе работы были проанализированы и подробно разобраны типичные ошибки выпускников, возможные причины их возникновения и пути преодоления.
Подробный анализ результатов ОГЭ по русскому языку был представлен в выступлении Андреевой Татьяны Сергеевны, председателя предметной комиссии, учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №26. Отмечен низкий процент выполнения заданий №2, 3, 5. Отмечено, что многие обучающиеся допускают ошибки при выполнении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа. Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы. 
Председатель предметной комиссии по литературе Викторова Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы школы №33, познакомила с результатами ОГЭ по литературе. Для успешного выполнения всех заданий экзаменационной работы экзаменуемый должен уметь доказывать свою точку зрения, обосновывать позицию, выстраивать тезисно-доказательную часть рассуждения, привлекая для аргументации текст произведения, не допуская фактических ошибок. В ходе работы проанализированы типичные ошибки девятиклассников, даны рекомендации по подготовке к экзамену.
С практикой ранней подготовки к ОГЭ в условиях урочной деятельности ознакомила Бондарева Ксения Александровна, учитель русского языка и литературы Якутского городского лицея. Учитель на уроках проводит этические, орфографические, синтаксические минутки, с 5 класса нацеливает обучающихся к успешной сдаче ОГЭ. Также ведется систематическая работа с текстом, решаются тестовые задания, дети пишут сочинения, словом, идет активная подготовка к ОГЭ. Ксения Александровна является учителем, подготовившим стобалльников. В 2021-2022 учебном году ее ученики показали высокие результаты на ОГЭ.
В этом году Кузьмина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы школы №26, подготовила стобалльника по литературе. В своем выступлении учитель рассказала о системе работы при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе, поделилась своими методическими находками. 
В заключение семинара Нижник Надежда Николаевна ознакомила присутствующих педагогов-филологов с новыми проектами, планами, подвела итог работы семинара. Планы были педагогами утверждены и приняты для работы в данном учебном году.

 

Нижник Н.Н.,УО, Андреева Т.С., руководитель городского МО

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.