Доклад Петрова В.В., начальника Управления образования города Якутска на Сентябрьском совещании работников образования города Якутска

Уважаемые руководители образовательных учреждений,дорогие педагоги, коллеги!

 

          Тема Сентябрьского совещания работников образования города Якутска «Столичное образование: новые вызовы и современные решения» выбрана не случайно.

        Она продиктована стремлением администрации города, педагогических коллективов, всех Вас, уважаемые коллеги, удовлетворить разнообразные и высокие требования в получении качественного образования населения города с одной стороны; с другой стороны – вызовами развития общества, нашего государства, республики и города.

         Впервые в рамках совещания проведена Форсайт-сессия «Столичное образование: новые смыслы и ценности», по заданности своего формата и тематики призванный стать площадкой совместной разработки идей, ценностей и проектов развития.

         Также в повестку включены вопросы, отражающие содержание республиканского портфеля проектов в образовании и науке. Проведены проектные сессии:

  • Международные интеллектуальные игры: векторы развития в городе Якутске;
  • Детский технопарк «Кванториум»: инновационная площадка для взаимодействия;
  • Международная арктическая школа: создание сети школ-спутников на территории города Якутска.

         Данная повестка позволит нам выстроить систему целей и задач как на это учебный год, так и в перспективе.

Образование – это особый социальный институт, который действует в условиях настоящего, учитывает прошлое, но формирует будущее.

         Столичное образование имеет свои особенности. Они предопределены стратегиями развития города Якутска – столицы нашей республики -   крупного муниципалитета, города науки и новых технологий, образования и культуры, современной медицины и инновационной экономики.

  • Во-первых, ее характеризуют высокие целевые ориентиры, присущие ей всегда;  разнообразие образовательных программ и социальных практик;
  • В-вторых, надо отметить что для города характерна востребованность опережающего образования; и эта тенденция усиливается, все более активно проявляет себя сообщество родителей, осознающих ценность знания, мотивированных на высокоэффективную профессиональную деятельность и ориентирующих на это своих детей;
  • В-третьих, в Якутске сформированы подходы и имеется опыт реализации идеи «город как образовательная среда», действуют социальные связи образования и других сфер деятельности, все больше привлекается социокультурный и научный потенциал города; сегодня на совещании принимает участие представители Креативного кластера «Компас», созданного в Якутске летом этого года;  
  • В-четвертых, мы имеем опыт освоения педагогами столицы педагогических инноваций, последние 5 лет активно идет освоение технологических инноваций – это освоение нового оборудования, разработка и реализация образовательных программ в высокотехнологичной образовательной среде; с 2014 года реализуется муниципальный проект «Школьные технопарки как ресурс инженерного образования», начата реализация проекта «Инженерное образование в дошкольном образовательном учреждении: вызовы 21 века»;
  • В-пятых, надо отдельно отметить кадровую стратегию, ориентированную на подготовку нового поколения педагогов; по инициативе  администрации города совместно с Северо-восточным федеральным университетом реализован проект «100 магистров», в настоящее время данный проект продолжен, 100 педагогов столицы в этом учебном году начали обучение по 22 –м магистерским программам;

   Последние 5 лет в условиях местного самоуправления усилия городских властей, руководителей образования были направлены на сохранение целостности, устойчивости и вариативности городской системы образования, придания ей характера самоорганизующейся и развивающейся системы. Под руководством главы города Якутска Айсена Сергеевича Николаева и при его непосредственном участии были выработаны стратегии ее развития, достигнуты определенные результаты.  

  По итогам прошлого года мы имеем лучшие показатели за последние 5 лет: показатели единых государственных экзаменов улучшены по 12 предметам, 187 выпускников окончили школу с медалями «За особые успехи в учении», увеличилось количество выпускников, сдающих ЕГЭ на высокие баллы, 17 выпускников сдали государственный экзамен на 100 баллов.

  Вопросы повышения качества образования, пути достижения лучших результатов, создание условий для этого находились и находятся под постоянным вниманием руководителей города, Якутской городской думы, Управления образования, руководителей образовательных учреждений.

Уважаемые коллеги!

  Повышение качества образования остается главной на повестке и этого учебного года. Еще раз хочу подчеркнуть, что качественное образование – это путь достижения личностного и профессионального успеха. Такими являются ключевая идея и основной запрос на образование со стороны наших детей, их родителей и всего городского сообщества в целом.

  Какими ресурсами обладает система образования города, чтобы удовлетворить этот запрос? Что уже сделано и что предстоит реализовать в будущем?

  В настоящее время в Якутске функционирует 116 муниципальных образовательных учреждений общего и дополнительного образования.

  С 1 сентября текущего года:

  • в различные формы дошкольного образования вовлечены порядка 20-ти тысяч детей;
  • за парты сели более 42 тыс. школьников, в том числе свыше 5000 первоклассников;
  •  17 тысяч детей начнут обучение в  учреждениях дополнительного образования;
  • в системе образования трудятся свыше 4, 5 тысяч педагогов.

  В декабре 2016 года Главой городского округа «город Якутск» Айсеном Николаевым утверждена «Дорожная карта» перевода школ города на односменное обучение до 2025 года. Согласно этому плану предусмотрено строительство 35 новых школ, 12-ти пристроев, 2-х надстроев и выкуп 9-ти объектов для школ в центре города.

  В 2017 году в рамках государственно-частного партнерства началось строительство школ № 25, № 6, новой школы в 203 микрорайоне. Начнется разработка проектно-сметной документации пристроев к школам № 1, № 5, № 31 и ЯГЛ. В ближайшие сроки запланирован выкуп зданий по Рыдзинского, 18/1, Толстого, 20.

  За последние 5 лет с целью создания дополнительных мест велась активная работа по реконструкции помещений в зданиях самих школ, большую роль в котором сыграли и дополнительно предоставляемые финансовые средства из регионального и федерального бюджетов.

  К началу 2017-2018 учебного года путем реконструкции имеющихся площадей самих МОУ дополнительно создано порядка 800 мест только при приеме в первый класс.

  Необходимо в ближайшие сроки завершить строительство школы № 35, в настоящее время школа размещена в помещениях МОБУ СОШ № 10, где также ежегодно увеличивается контингент обучающихся.

  Примечательно, что 14 августа Главой Республики Саха (Якутия) подписан Указ «О социально-экономическом развитии города Якутска-столицы Республики Саха (Якутия) на период 2017-2022 годов», в котором указано на создание не менее 12-ти тысяч новых учебных мест путем строительства новых, выкупа и реконструкции имеющихся зданий в рамках ликвидации второй смены в общеобразовательных организациях столицы республики.

  Сегодня, несмотря на сложности, связанные с перегруженностью школ и детских садов, педагогические коллективы с честью решают задачи, стоящие перед столичным образованием, из года в год работая на перспективу и развитие.

  По итогам прошлого учебного года выпускники 30-ти школ города награждены медалью «За особые успехи в учении».  Все медалисты являются участниками олимпиад различного уровня, научно-практических конференций, социальных проектов. Это результат того, что в школах реализуется индивидуальный подход, это показатель уровня организации профильного обучения, работы с одаренными детьми.

  Лучшие показатели по среднему баллу по предмету «Математика» имеют школы: школа №15 – 84,6 баллов ( 3 медалиста), ЯГНГ – 82,3 балла (6 медалистов). Далее, по 81 баллу имеют школы: МОБУ НПСОШ №2 (17 медалистов), МОБУ СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина ( 15 медалистов), МОБУ СОШ №3 (6 медалистов), МОБУ "Городская классическая гимназия " (10 медалистов).

  По предмету «Русский язык» – в МОБУ "Саха-корейская школа" средний балл медалистов равен 98,6 баллов (3 медалиста), МОБУ СОШ №13 – 98 (1 уч. сдавал), МОБУ "Городская классическая гимназия " – 94,7 баллов (10 медалистов), МОБУ СОШ  №10 им. Д.Г. Новопашина выпустила 4 медалистов,  средний балл равен 91,5 баллов.

  В целом, как было отмечено выше, прошлый год был «урожайным» на высокие баллы. Речь идет о таких предметах, как математика, русский язык, английский язык, информатика, химия, физика.    

  Вместе с тем, нам не удается достичь таких же результатов по таким предметам, как биология (баллы ниже 80-ти), обществознание (также ниже 80-ти), география – высокие баллы от 70 до 80 только, по городу мало высоких баллов по литературе, истории. Между тем, 25 % старшеклассников обучаются по профилю «социально-гуманитарный» и «социально-экономический».

  Таким образом, стратегию укрепления профильного обучения как ресурса качественного образования мы будет реализовывать и дальше. В связи с этим, ставлю задачу усиления методической работы, организации учредительского контроля, в первую очередь, за деятельностью школ по социально-гуманитарному и социально-экономическому профилю, пересмотра  образовательных программ.  Также в этом учебном году мы начинаем реализацию профильного обучения в рамках новых образовательных стандартов. 

Уважаемые коллеги!

Первое сентября Президент России Владимир Владимирович Путин, как вы знаете, встретился со старшеклассниками со всей России, мотивированнымы на инженерное, научно-техническое и естественнонаучное развитие, провел открытый урок «Россия, устремленная в будущее».  

Данные направления активно развиваются и в нашем муниципалитете. В организационно-методическом плане больше значение для городской системы образования имело проведение Конференции «Опережающая подготовка кадров как ресурс стратегического развития города Якутска» в рамках Ленского образовательного форума. На сегодня карта перспективных проектов расширяется. Хатасская средняя школа вошла в сеть агропрофилированных школ республики, в школе №2 начата реализация проекта «Энергокласс» совместно с компанией «Якутскэнерго».

В этом году нам необходимо и дальше активизировать работу по принятию проектных решений по созданию образовательных кластеров по подготовке кадров, также за год-два предстоит решить задачу «перезагрузки» лабораторных работ по предметам, в первую очередь, по химии, биологии, физике, найти решения современного оснащения кабинетов в каждой школе.  

В целом, модернизация материально-технической базы организаций общего и дополнительного образования для реализации современных образовательных программ – один из основных ресурсов достижения результатов на качественном уровне.

Мы понимаем, что это требует капиталовложений. У нас есть опыт наших коллег - Семенова Алексея Климентьевича (НПСОШ №2), Тимофеевой Надежды Константиновны (СПЛ) – которые нашли механизмы, в том числе и финансовые, для решения этой задачи. Это - грамотное целевое вложение бюджетных и внебюджетных средств.

Наиболее активны в этом плане заведующие детских садов. Сегодня проведен круглый стол «Ресурсное обеспечение дошкольного образования», итоги которого будут доложены на этом совещании.

В целом, дошкольное образование в городе развивается динамично. Это касается как инфраструктуры, так и «внутренней» составляющей: программ, методик, создания развивающей среды. В сентябре планируется организация Методических экспедиций руководителей школ в дошкольные образовательные учреждения. На повестке - преемственность целей и задач дошкольного и школьного образования, организация программ сопровождения детей, имеющих способности в той или иной сфере, проектное обучение дошкольников и школьников.

Следующий вопрос, на котором хотелось бы остановить ваше внимание – это развитие форм образования.

Ни одна отдельно взятая система не может существовать вне общих стратегий и тенденций развития. В мире и России широко развиваются различные формы получения основного и дополнительного образования.

В нашем городе родители традиционно выбирают очную форму образования для своих детей. Другие формы большинством родителей, педагогов воспринимаются как условие для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в период карантина или болезни.

Между тем, растет мобильность граждан на рынке труда, многие семьи выезжают на временное местожительство в другие страны и регионы. Создать условия для очно-заочной, заочной формы образования – это разумный ответ на запрос родителей.

Предлагаем школам и учреждениям дополнительного образования в пилотном режиме начать работу по разработке моделей реализации различных форм образования, внедрения дистанционного обучения.

В целом, поддержка вариативности образовательных программ, различных форм получения образования также является одним из ресурсов для удовлетворения потребностей горожан.

Вопрос, над разработкой которого нам предстоит и дальше работать – это качество школьного воспитания.

         Сегодня качество человека находится в центре понимания качества образования. В этой связи нам необходимо методологически поднять тему «Воспитывающий потенциал школьной образовательной среды», для начала провести «ревизию» духовного, социального и материального компонентов воспитывающего потенциала каждой школы, детского сада и учреждения дополнительного образования.

         Считаю, что поиск концептуальных подходов к активизации воспитывающего потенциала школы, его поэтапная реализация должны стать главной заботой руководителя.

         К сожалению, в части школ, судя по тому, как реализована информационно-просветительская функция образовательной среды, наблюдается обедненность ценностного и смыслового пространства, ограниченность применяемых средств для формирования «духа» школы, не отражена образовательная политика государства, стратегии развития как школы, так и города в целом.

         Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.

       Хочу подчеркнуть, что на практике нет педагогов вообще, есть педагог того или иного образовательного учреждения. И образовательную стратегию государства, нашей республики и города он реализует в рамках Основной образовательной программы - главного документа, который определяет содержание образования в том или ином образовательном учреждении.

     Предлагаю еще раз после нашего совещания переосмыслить, в первую очередь, ценностный компонент программы. Чтобы смело и ответственно действовать сегодня, необходимо заглянуть на 10-15 лет вперед, постараться увидеть свое учреждение через год, три, пять, десять лет, спланировать его развитие с учетом современных тенденций.

       Уважаемые коллеги! Разрешите пожелать Вам в новом учебном году успехов, здоровья и достойных вашего труда результатов.